Новая внимательность
Мы иногда говорим, что главный результат обучения – знать, какая книга тебе нужна и с какой полки её взять. Если принять это за критерий качества образовательных продуктов, то далеко не каждый сможет ему соответствовать даже в своей предметной области, не говоря о смежных и, тем более, отдалённых. Но именно этим – расширением сферы применимости интеллекта [1] – систематическое образование и отличается от образовательной попсы: в нём трансдисциплинарная [2] составляющая есть, а в попсе нет.
Если шесть лет учиться на инженера, то, хочешь не хочешь, привыкнешь рассуждать в терминах абстракций и их материальных воплощений, воспринимать всякие сложные штуки одновременно в целостности и иерархических деталях, смотреть на все объекты как на процессы и жизненные циклы. «На все» – значит не только на объекты инженерии, но и на картины в галерее, на путешествие с детьми к морю, на биткойн, на благотворительность, на государственное устройство, на занятия йогой, на приготовление гуакамоле… Такое качественное развитие происходит со студентами любых долгих структурированных программ, не обязательно инженерных: они «пропитываются» трансдисциплинарностью как подходом, как принципом мышления и деятельности.
Применение его к задаче в незнакомой сфере всегда требует интеллектуальных усилий и умения удерживать внимание. С первым у обладателей хороших дипломов всё в порядке: за годы обучения они сформировали в своих головах паттерны концептуального мышления. Но со вторым – способностью длительное время оставаться сосредоточенным на одной задаче – даже у систематически образованной части общества очевидная проблема, глобальная и нарастающая. При этом как раз умение удерживать внимание делает концептуальное мышление результативным. Умный и системно мыслящий, знаешь, какая книга тебе нужна и с какой полки её взять, но отвлекаешься и разбрасываешься? Ни к чему не пригоден.
Утрата внимательности – естественное следствие прогресса в коммуникациях. Именно прогресса – бесконечная эклектика лент соцсетей, новояз мессенджеров, непрерывная включённость – не зло, а благо, позволяющее людям всё быстрее освобождаться от природы через репликацию знания, через мемы, через творческие вариации разумных объяснений [3]. (Если, конечно, оценивать происходящее в рациональном духе Запада и Просвещения.)
«Старая внимательность» в такой плотной среде мозаичных коммуникаций невозможна, она – уходящая натура, и вернуть её нельзя. Для времени эмодзи, зумов и непрерывного онлайна нужно что-то другое, нужна «новая внимательность», на которой можно всерьёз и надолго (то есть, на пару поколений) основать пирамиду трансдисциплин прогресса – онтологику, концептуальное мышление, системные предпринимательство, инженерию и управление. Этой «новой внимательности» следует учить – массово и в некоторых случаях обязательно, – позиционируя её не как практику личного эскапизма, а как основу мышления и деятельности современного образованного человека. Рынок "новой внимательности" огромен, ценность её возрастает.
[1] «Начало бесконечности. Объяснения, которые меняют мир». Дэвид Дойч, Альпина Нон-фикшн, М. 2021. ISBN 978-5-91671-909-3.
[2] «Системное мышление 2020». Анатолий Левенчук, Издательские решения, М., 2020. ISBN 978-5-4490-4439-6.
[3] «Эгоистичный ген». Ричард Докинз, АСТ, М., 2013. ISBN 978-5-17-077772-3.
Скопировать постоянный линк