Окончательное поражение
Каждый кондратьевский цикл начинается с массированных инвестиций производящих и сервисных компаний в технологии нового уклада [1]. Общество же признаёт смену эпохи лишь через 25-30 лет – это признание проявляется в отказе от попыток вернуть "золотой век" предшествующего цикла и в широкой адаптации этических норм, органичных для экономики наступившего нового времени.
25 или, тем более, 30 лет – это колоссальный лаг и в каком-то смысле парадокс, поскольку компании, инвестирующие в новую волну технологического прогресса, и люди, десятилетиями оказывающие этому прогрессу социальное сопротивление, в общем, одно целое. Чем объясняются инерция и протест – не берусь судить, да это здесь и не важно. Важна хронологическая повторяемость и одинаковое содержание "драмы периода" – конфликт технологий нового уклада с бизнес-моделями, социальными нормами и политическими системами уклада старого всегда разворачивается на протяжении первых трёх четвертей каждого кондратьевского цикла и всегда предстаёт как девальвация и отмена новым этапом прогресса какой-то части этических ценностей, рождённых эпохой Просвещения.
Этика предыдущего этапа неизбежно проигрывает, но, тем не менее, "этическое сопротивление" длится долго – до самого физического вымирания основной массы носителей старой этики – и всегда с двух типичных позиций (по аналогии с политикой – правой и левой) [2].
Правый фланг – это этическая реакция: пугающим и неясным грядущим ценностям противопоставляются более или менее безумные идеи воссоздания норм, существовавших ДО эпохи Просвещения, когда люди жили сплоченными вокруг правителя корпорациями, знали своё место и свой путь, и будущее никого не пугало неопределённостью.
Левый фланг – это этический коллективизм: творчество публики, несогласной с мрачными контурами будущего, направленное на экстраполяцию ценностей Просвещения к утопическому идеалу, к тому, куда человечество могло бы придти ПОСЛЕ Просвещения, складывайся всё хорошо.
Повторю: и правое, и левое этическое сопротивление всегда проигрывают, и каждая смена циклов Кондратьева гасит на нашем небе часть прекрасных звёзд эпохи Просвещения. В этом смысле, романтический мир свободы, равенства и братства уходит от нас полувековыми кондратьевскими шагами, исчезает во времени и в пространстве, терпит в каждом цикле очередное поражение из-за слепоты одинаково враждебных Просвещению, дерущихся между собой реакционеров и леваков от каждый раз непонятной, тревожной, победоносной третьей силы - технологического прогресса.
В сказанном нет ничего особо оригинального, разве что слова о поэтапной технологической эрозии идей Просвещения, но я написал весь текст как преамбулу вот к этому абзацу:
Шестой большой цикл конъюнктуры, в который мы все сейчас входим, особенный: он «не европейский», и это принципиально отличает его от всех предшествующих. Центр контроля технологий шестого уклада смещается в Азию, и восмидесятилетний Pax Americana, длившийся два технологических уклада и наследовавший этике европейской цивилизации, которая до этого контролировала три первых кондратьевских волны, заканчивается [3]. В конце 2030-х или начале 2040-х мы – реликты V волны, кто доживёт – не узнаем системы ценностей, которая будет нас окружать. Китай предложит (и навяжет) миру совершенно другую этическую повестку, которая ликвидирует остатки идеалов эпохи европейского Просвещения, столкнув по пути в канаву и бледнолицых фантазёров-реакционеров, и новых коммунистов с их diversity & inclusion. Исходя из такой перспективы, компаниям, возможно, пора погружаться в китайскую управленческую теорию и практику, не отвлекаясь на бесплодные страсти правого и левого этического сопротивления, на эту последнюю "гражданскую войну европейцев", рипс нимада [4].
[1] Хронология и содержание циклов Кондратьева:
[2] Эрик Хобсбаум, «Короткий двадцатый век (1914–1991)», Corpus, 2020, ISBN 978-5-17- 090322-1.
[3] China’s historic rise in science and tech stirs criticism, Science Business, April 06, 2020. https://sciencebusiness.net/.../chinas-historic-rise....
[4] Владимир Сорокин, «Голубое сало», Ад Маргинем, 2002, ISBN 5-93321-052-8 (т. 3).