Мифология будущего в стратегическом процессе

Ключевые слова: board of directors, ecosystem, foresight, foresight culture, heuristics, knowledge, organizational learning, strategic management, strategic planning, strategy process, знание, корпоративная культура форсайта, организационное обучение, совет директоров, стратегический процесс, стратегическое планирование, стратегическое управление, форсайт, эвристика, экосистема

Автор: Федор Рагин

Дата публикации: 10.02.2021

Лицензия: © Федор Рагин. Копирование, распространение или иное использование разрешается после согласия правообладателя.

В стратегическом менеджменте главенствует школа, рассматривающая знание как объект, актив или «мета-ресурс», с помощью которого компании мобилизуют и координируют свои «обычные» ресурсы. Такое организационное знание-актив, в общем, представляется иерархией из трёх уровней, где на нижнем лежат формальные коды (данные, документы), на втором – артикуляции этих кодов (интерпретации в дискуссиях на совещаниях или разговорах у кулера, например), на третьем – внутренние установки и опыт сотрудников, не демонстрируемые иначе, чем через поведение. Первый и второй уровни – это открытое, явное знание, третий – знание неявное, тацитное (от tacit – скрытый). И, конечно, аксиома школы заключается в том, что знание-актив – это всегда знание о прошлом. «Знание о будущем» в такой системе координат – оксюморон: будущего нет, знать о нём достоверно ничего нельзя, поэтому активом оно являться не может. Следовательно, форсайт, основанный на эвристиках, – это корпоративное шаманство и дом когнитивных искажений, а количественное экстраполирование – единственный «гость из будущего», который может быть допущен в приличное общество стратегического планирования, риск-менеджмента и «решений, основанных на данных» [1-4].

Но есть и другой взгляд, по которому знание (коллективное в том числе) – это не объект, а процесс сближения персональных убеждений с истиной (“a dynamic human process of justifying personal belief toward the truth”) [5]. С такой точки зрения знание о будущем имеет законное право на существование, его следует освободить от кавычек и воспринимать как неотъемлемый элемент организационной экосистемы знания, где оно циркулирует и развивается (см. слайд) условно «вверх» от явного кодифицированного знания к артикулируемому, затем к скрытому в прошлом опыте и, наконец, к «мифологии будущего», его образам и альтернативам, а затем «вниз», в обратном порядке, к опыту, словам, текстам и цифрам.

Релевантное для компании знание о будущем возникает тогда, когда её знание о прошлом (сумма кодифицированного, артикулированного и опытного знания) помещается в долгосрочную перспективу и неожиданный контекст, освобождающий людей от «липких» обыденных взглядов [6]. При этом «всякое полезное заявление о будущем поначалу закономерно выглядит смехотворным», – такова естественная реакция защиты, поскольку резкий и парадоксальный рефрейминг наносит травму внутренним установкам и опыту [7]. Но такие травмы, поставленные «на поток», то есть, превращённые в подпроцесс стратегического управления и на практике представляющие собой, например, ежемесячные полуторачасовые беседы (не полемики!) совета директоров с представителями функциональных подразделений об узких аспектах будущего – от маркетинга до корпоративных финансов – постепенно включат «мифологию будущего» в скрытые установки опыт участников (опыт прошлого смешается с эрзац-опытом, полученным в будущем [8]). Со временем, через месяцы реализации такого стратегического подпроцесса, обновляемое и пополняемое скрытое знание участников о будущем «спустится» в явные области организационной экосистемы знания и начнёт оказывать влияние на дискуссии, оценки и интерпретации фактов. Наконец, оно станет частью кодифицированного знания, закрепившись в сценариях, целях, стратегиях, политиках и других документах компании.

Христианский мистик Исаак Сирин писал, что изумление – это награда за сосредоточенность. Анастасия Сербинова (VVSC), рассуждая о «Биологии добра и зла» Роберта Сапольски, говорит, что радость – функциональная эмоция, которая закрепляет в мозгу приобретённый успешный опыт. В этом смысле критерием эффективности полуторачасовых бесед о будущем в компании вполне могут служить изумление и радость, возникающие у их участников.

[1] Bollinger, Audrey & Smith, Robert. (2001). Managing Organizational Knowledge as a Strategic Asset. Journal of Knowledge Management. 5. 8-18. https://doi.org/10.1108/13673270110384365

[2] Grant, R.M., 1996. Toward a knowledge-based theory of the firm. Strat.Manag. J. 17, 109–122. https://doi.org/10.1002/smj.4250171110

[3] Eisenhardt, K.M., Santos, F.M., 2002. Knowledge-based view: a new theory of strategy. Handbook of Strategy and Management,pp. 139–164

[4] van den Berg, Herman A., 2013. Three shapes of organisational knowledge. J. Knowl. Manag. 17 (2), 159–174. http://dx.doi.org/10.1108/13673271311315141

[5] Nonaka, I., Toyama, R., Konno, N., 2000. SECI, Ba and leadership: a unifiedmodel of dynamic knowledge creation. Long Range Planning. 33 (1), 5–34. https://doi.org/10.1016/S0024-6301(99)00115-6

[6] Dufva,M., Ahlqvist, T., Knowledge creation dynamics in foresight: A knowledge typology and exploratory method to analyse foresight workshops, Technol. Forecast. Soc. Change (2014), http://dx.doi.org/10.1016/j.techfore.2014.10.007

[7] Dator, J., 2007.What Futures Studies Is, and Is Not. University of Hawaii, Hawaii Research Center for Futures Studies.

[8] Kahn, H. 1960. On thermonuclear war. Princeton, NJ: Princeton University Press.

[9] “Так ли важно все успеть? Отвечают сирийские мистики”. Радио Arzamas. https://arzamas.academy/radio/announcements/mystic-time

[10] Сапольски Роберт. «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки». https://www.ozon.ru/product/biologiya-dobra-i-zla-kak-nauka-obyasnyaet-nashi-postupki-147997818/

 

Сохранить в PDF

Скопировать постоянный линк